Перейти к содержимому

Цех комбинированных съёмок

  • VFX

Кино появилось для того, чтобы удивлять и развлекать. Это уже потом кино научилось быть еще и умным, эмоциональным и глубоким по смыслу. А изначально кино можно было увидеть в основном на ярмарках и в балаганах, как и цирк. Всё-таки главное в кино — зрелищность! И её обеспечивали все участники съёмочного процесса.  А «чудеса» в кадре обеспечивали специалисты по комбинированным съёмкам. Они обычно работали парами — оператор плюс художник. Художник строил, рисовал, лепил, клеил, а оператор — запечетлевал эффектный кадр на плёнку. И как только компьютеры стали хоть как-то рисовать — их сразу стали использовать для создания визуальных эффектов.

Если говорить о терминологии кино, то «визуальные эффекты» или «оптические эффекты» выполняются по снятому материалу. А вот «спецэффекты» снимаются на камеру сразу. То есть если дождь в кино добавлен на отснятое изображение — то это визуальный эффект. А вот если дождь добавляют, поливая актеров из лейки или шланга, то это есть специальный эффект. 

У нас в Санкт-Петербурге, он тогда еще назывался Ленинград,  первыми компьютерами, которые стали использовать для создания визуальных эффектов средствами компьютерной графики были компьютеры Commodore Amiga. Они производились разных классов. От домашних приставок к телевизору до продвинутых рабочих станций. Основатель нашей студии самолично припаял к своему телевизору переходник для Амиги500 где-то в 1988 году.  Как его вдохновляла, например программа 3д моделирования, анимации и рендеринга Imagine! А сгенерированную анимацию с помощью генлока можно было даже записать на видеомагнитофон! Простор для творчества! Использовалось это творчество в основном на ТВ — для оформления программ, анимационной рекламы. Для создания кинокадров не было технологий — сканеров, устройств вывода на пленку, да и компьютеры были слабоваты для высоких разрешений. Для ввода-вывода ТВ изображения использовались компьютерные фреймбуферы на один кадр и покадровые технологии, которые были возможны на профессиональных системах типа Betacam и Betacam SP. Появился термин «слив», означающий процесс перевода отрендерённой последовательности видео-изображений на кассету-плёнку. Ставится кассета, готовится вся цепочка устройств управления, компютер с фреймбуфером. Старт — и процесс начинается. Компьютер ставит один готовый кадр во фреймбуфер, вкючает процесс записи кадра по нужному таймкоду. Преролл на 3 сек (минимум, определенный опытным путем), запись кадра, пауза для подготовки следующего кадра — и процесс повторяется нужное количество раз, а на пленке постепенно формируется готовый ролик.

Вид во двор Ленфильма из цеха комбинированных съёмок, студия "Бегемот", примерно 1998 год
Диплом с раритетными подписями. Это был очень дерзкий ролик - режиссерская работа Димы Поддубного. Это было за полгода до того, как появилась студия "Бегемот"
Метки: