С неожиданным успехов прошел показ сериала «Мандалорец». Все по достоинству оценили и сюжет и актёров и конечно же — визуальные эффекты. Но самое интересное на наш взгляд — это те современные технологии, которые использовались для создания сериала. И эти технологии являются продолжением забытых давних технологий, которые в своё время широко использовались на «Ленфильме». Тогда эти технологии назывались «прямая рир-проекция» или «обратная рир-проекция». Смысл в том, что на специальный экран со специально подготовленной отражающей поверхностью проецировалось изображение фона, а уж на фоне этого фона (простите за тавтологию) снимался артист или артисты. Снимался вживую, без дополнительной обработки. Таким способом снято превеликое множество кадров, львиную долю которых составляют «проезды» — камера внутри автомобиля/кареты, а за окном — движущийся пейзаж.
Эти технологии еще тогда были достаточно сложны и не тривиальны, они требовали особо чувствительной пленки, специальной синхронизации проекторов и камер, специальных предварительных съёмок фонового изо, и конечно требовали специалистов — энтузиастов.
С развитием компьютерных технологий аналоговая рир-проекция ушла в небытиё, павильон перестроили, спецы ушли на пенсию. А в кино стали широко использовать хромакейные технологии — процесс совмещения фона и переднего плана, снятого на одноцветном фоне, с помощью компьютерной обработки. Поначалу это были достаточно непростые технологии, но мы ими широко пользовались. Например, несколькко больших эпизодов сериала «Мастер и Маргарита» В.В.Бортко сняты в самом большом на тот момент хромакейном павильоне в России. Он был построен на Ленфильме и отлично послужил на многих кинокартинах, сериалах и даже роликах. К слову сказать, к разработке и созданию этого павильона имела самое непосредственное отношение наша студия «Бегемот» и её руководитель Олег Кондратьев, разработавший его концепцию — краску, покрытие, освещение, геометрию и тп. Павильон отлично показал себя в работе.
Но, возвращаясь к «Мандалорцу», хотим сказать что технология, которая использовалась, является продолжением и развитием рир-проекции и компьютерных технологий. Сами кинематографисты больше и чаще называют это «методикой». Для съёмок многих сцен использовался специальный павильон, на 270 градусов (для камеры) состоящий из огромных led-экранов, которые использовались для создания фоновой картинки и(!) освещения сцены. Декорации и актёры снимались на фоне изображений, генерируемых в реальном времени специальным программным обеспечением. Эта программа прежде всего учитывала положение и движение камеры, а в основе этой программы — игровая компьютерная платформа UnrealEngine. Таким образом съёмочная группа сразу могла создавать готовое изображение для фильма, не прибегая к долгим процессам пост-обработки и визуальных эффектов. У нас в стране такого павильона пока нет, но мы уверены, он непременно появится где-нибудь на Московских землях.
А если говорить про компьютерные миры в кинематографе, то было бы желание заказчика — специалисты могут воплотить в жизнь практически любую идею для великого иллюзионного немого, и кино последнего времени это доказывает.
Не хотим соревноваться с современным мэтрами визуальных эффектов в кино, просто покажем вот этот фильмец творческого объединения «Вета и Гарри», в котором используются схожие с «Мандалорцем» методики. Всего лишь схожие! Но прогресс не стоит на месте — ме еще много чего увидим!